Что такое карма и все ли можно на нее списать?
Часть III
В предыдущих частях статьи речь шла о разнице в традиционном и современном восприятии термина карма, а также о двух из трех ее разновидностей, выделяемых в классических текстах. Сегодня мы поговорим о третьем типе кармы, а также о том, каким образом карма из наших прошлых жизней переходит в новые воплощения.
Криямана карма - это та карма, которую Вы творите в данный момент времени и которая принесет свой плод в будущем. Своими сегодняшними мыслями и поступками Вы создаете того человека, которым Вы будете завтра... Кем бы Вы ни были в прошлом, какими бы ни были Ваши ограничения, оставьте все это позади и смело творите посредством духовной практики нового себя, которым Вы станете в будущем. Это будущее вовсе не обязательно должно наступить спустя долгие годы или многие жизни. Оно начинается уже в следующее мгновение после момента сейчас. Да, уже сейчас!
Подводя итоги, надо сказать: есть некоторые аспекты кармы, которые сложно изменить. Однако потрясающая мощь учения о карме состоит в том, что она движет нас к понимаю: мы должны принять на себя ответственность за то, кем мы являемся и, если наш корабль почти сел на мель или преодолевает крутые пороги на реке, то именно на нас лежит ответственность за смену его курса, а вовсе не на наших родителях, учителях, правительствах, союзах, церквях или на ком-либо еще.
Поскольку определить, какова наша «кармическая кладь» довольно сложно, мы не должны страшиться ее и, несмотря на ее существование, - или, точнее, именно потому, что она существует, - энергично и уверенно двигаться вперед. Знание о карме дает нам стратегию, основанную на трех принципах:
- сознательно выбирайте свои мысли, эмоции и действия сегодня, чтобы создать такого себя, каким Вы хотите стать завтра
- примите на себя ответственность за Ваши действия в прошлом
- трудитесь над достижением духовного освобождения в этой жизни
Каким же образом карма переходит с нами из одной жизни в другую? С точки зрения йоги, это происходит посредством тонкого тела, которое в одних текстах называется «линга», а в других «сукшма шарира». Это тонкое тело не погибает в момент смерти физического. Так, в «Брихадараньяка Упанишаде» говорится: «Подобно гусенице, которая достигнув края травинки вытягивается вперед, чтобы дотянуться до другой, линга переносит себя в следующую плотную физическую оболочку, когда умирает предыдущая». В других текстах этот процесс сравнивается со сменой одежд. «Как Вы сбрасываете ношенную одежду вечером, чтобы надеть новую на следующий день, также Вы сбросите и это тело в конце жизни только для того, чтобы выбрать новое на заре следующей».
Продолжение следует.
Автор: Грегор Маеле
Перевод: Юлия Мамаева, востоковед ИСАА при МГУ